«Мы все оставались пятнадцатилетними...»
Муслим Магомаев об Элвисе Пресли

Назад На Главную страницу
 

Надеюсь, те, кто помнит песни Элвиса Пресли, не про­пустили вчера радиопередачу, знакомящую с жизнью и творчеством этого легендарного певца, нареченного «ко­ролем рок-н-ролла». Ее автор и ведущий – народный артист СССР Муслим Магомаев, уже выступавший перед радиослушателями с аналогичными рассказами о творческом пути Марио Ланца и Марии Каллас. И вот теперь знаком­ство с феноменом Элвиса Пресли, которое займет наше внимание на протяжении пяти вечеров.
В чем же секрет успеха этого кумира молодежи пяти­десятых и шестидесятых годов, родоначальника современ­ного рока?
«Для меня стал ясен один из секретов воздействия Эл­виса на зрителя. Он останавливал время или поворачивал его вспять. Пока он был жив, мы все оставались пятна­дцатилетними», – писал американский журналист Рей Конноли.
Во время разговора с продюсером звукозаписываю­щей фирмы, который первым подготовил пластинку Пресли, на вопрос, что он может петь, Элвис ответил: «Все». Это не было пустой похвальбой… В своих лучших альбомах он смешивал все стили: блюз, кантри, церковные гим­ны, баллады, как бы создавая новую американскую попу­лярную музыку.
Наверное, именно этим качеством Элвиса Пресли, стремлением к созданию нового и определяется наш сего­дняшний всплеск интереса к его творчеству.
— Жаль только, что этот интерес к творчеству многих замечательных артистов проявляется с непоправимым опозданием, после смерти, – заметил Муслим Магомедо­вич. –Таких примеров в истории искусства достаточно мно­го. Впрочем, Элвис Пресли испытал более чем достаточ­ное бремя славы уже при жизни, но сути дела это не ме­няет. Так как он относился к тем людям, которые, очень много отдавая, мало что получают взамен. Знаменитости по своей сути одиноки: ведь слава и деньги не могут за­менить человеческое понимание. У Пресли рано умерла мать, от него ушла жена, но и в самые трудные времена, тому есть множество свидетельств, этот кумир первой ве­личины был очень добрым и отзывчивым. В последней, пятой передаче я познакомлю радиослушателей с воспоминаниями тех, кто хорошо знал Элвиса. И все они в один голос утверждают, что это был человек необыкновенной доброты, с чуть ли не жертвенным складом характера, меч­тавший с помощью своего творчества сделать людей луч­ше, чище, добрее.
Я стремился рассказать об Элвисе Пресли не только как об эстрадном идоле. И поэтому в своей передаче опи­рался прежде всего на факты, на достоверные свидетель­ства. Те легенды и домыслы, что создавались вокруг него, когда его называли «кривляющимся королем», заслонили от нас истинное лица Элвиса Пресли. Но что поделаешь, все это было платой за огромную популярность; миллион­ные тиражи пластинок, золотые и платиновые диски, раз­золоченные «кадиллаки» и «долларовые мили».
Платой за популярность была и та истерическая кам­пания, которую организовали члены общества морали из-за того, что Пресли первым из эстрадных певцов на­чал танцевать, двигаться по сцене. В его телодвижениях они усмотрели угрозу нравственности и призывали гнать Элвиса из городов, в которых он выступал. Рассказываю я в передаче и об этих ушатах грязи. Тот же Рей Конноли описывал, какой разразился скандал после того, как Эл­виса Пресли показали в общенациональном телевизионном шоу: «Средние классы Америки никогда не видели ничего подобного Элвису в своих гостиных, и консерва­тивно настроенные правые начали кампанию против него, так что в одном женском монастыре в Нью-Йорке со­жгли его изображение, а в газетах и журналах появились серьезные статьи о новой угрозе морали молодых».
А между тем Элвиса Пресли далеко не всегда радовала слава «короля рок-н-ролла». Неоднократно во многих интервью он говорил, что любит петь и баллады, что ему близки и серьезные песни, что страсть и сила церковной музыки дороги его сердцу. Но общественное мнение пе­реубедить трудно. Так он и остался «королем рок-н-ролла». Это и угнетало, и в то же время работало на его имидж. Творческая манера Элвиса Пресли со временем сущест­венно менялась, а в сознании людей он олицетворял все тот же бунтарский дух, который провозгласил в своих первых песнях.
Кстати, готовясь к этой передаче, я прослушивал мно­жество записей Элвиса Пресли и обратил внимание, что его зрелая творческая манера была очень похожа на стиль исполнения тогда еще начинающего Тома Джонса. Кто на кого оказал влияние, для меня так и осталось за­гадкой.
Словом, работая над передачей, я как бы заново узнавал Элвиса Пресли. И он, конечно, предстал предо мной насколько иным, чем виделся много лет назад. В пору, когда под страхом исключения из музыкальной школы, где я получал классическое образование, мы слушали записан­ные на рентгеновские снимки его первые песни.
Возрождая образ Элвиса Пресли, я прочитал массу пуб­ликаций о нем, переворошил груду материалов, в том чис­ле и видео: три документальные картины, рассказываю­щие о творческом пути этого кумира нашей молодости.
— Муслим Магомедович, а почему, имея столь бога­тый видеоматериал, вы отдали предпочтение радио-, а не телерассказу?
— В минувшем году я подготовил небольшой сюжет о Марио Ланца в программе «Музыка в эфире», которую ведет Святослав Бэлза. Он вызвал интерес, и даже было объявлено о более подробной передаче, посвященной творчеству Марио Ланца. Но телевидение об этом обещании почему-то не вспоминает, а мне навязываться нелов­ко. Что касается Элвиса Пресли, то собирались включить небольшой отрывок из привезенной мной картины в новогоднюю программу. Но опять дальше слов дело не пошло. Так что наши планы пока остаются в проекте.
Завершая разговор об Элвисе Пресли, необходимо ска­зать, что он был и остается кумиром многих поколений, И если своих современников он делал пятнадцатилетними, то хочется верить, что, пока будут звучать его песни, ка­кая-то частичка в нас навсегда останется юной.

Газета Правда, 03.02.1990.
Автор А. Ладынин. Рубрика: слушая радио.
Прислал Василий.

Хостинг от uCoz