Надеюсь, те, кто помнит песни Элвиса Пресли, не пропустили вчера радиопередачу, знакомящую с жизнью и творчеством этого легендарного певца, нареченного «королем рок-н-ролла». Ее автор и ведущий – народный артист СССР Муслим Магомаев, уже выступавший перед радиослушателями с аналогичными рассказами о творческом пути Марио Ланца и Марии Каллас. И вот теперь знакомство с феноменом Элвиса Пресли, которое займет наше внимание на протяжении пяти вечеров.
В чем же секрет успеха этого кумира молодежи пятидесятых и шестидесятых годов, родоначальника современного рока?
«Для меня стал ясен один из секретов воздействия Элвиса на зрителя. Он останавливал время или поворачивал его вспять. Пока он был жив, мы все оставались пятнадцатилетними», – писал американский журналист Рей Конноли.
Во время разговора с продюсером звукозаписывающей фирмы, который первым подготовил пластинку Пресли, на вопрос, что он может петь, Элвис ответил: «Все». Это не было пустой похвальбой… В своих лучших альбомах он смешивал все стили: блюз, кантри, церковные гимны, баллады, как бы создавая новую американскую популярную музыку.
Наверное, именно этим качеством Элвиса Пресли, стремлением к созданию нового и определяется наш сегодняшний всплеск интереса к его творчеству.
— Жаль только, что этот интерес к творчеству многих замечательных артистов проявляется с непоправимым опозданием, после смерти, – заметил Муслим Магомедович. –Таких примеров в истории искусства достаточно много. Впрочем, Элвис Пресли испытал более чем достаточное бремя славы уже при жизни, но сути дела это не меняет. Так как он относился к тем людям, которые, очень много отдавая, мало что получают взамен. Знаменитости по своей сути одиноки: ведь слава и деньги не могут заменить человеческое понимание. У Пресли рано умерла мать, от него ушла жена, но и в самые трудные времена, тому есть множество свидетельств, этот кумир первой величины был очень добрым и отзывчивым. В последней, пятой передаче я познакомлю радиослушателей с воспоминаниями тех, кто хорошо знал Элвиса. И все они в один голос утверждают, что это был человек необыкновенной доброты, с чуть ли не жертвенным складом характера, мечтавший с помощью своего творчества сделать людей лучше, чище, добрее.
Я стремился рассказать об Элвисе Пресли не только как об эстрадном идоле. И поэтому в своей передаче опирался прежде всего на факты, на достоверные свидетельства. Те легенды и домыслы, что создавались вокруг него, когда его называли «кривляющимся королем», заслонили от нас истинное лица Элвиса Пресли. Но что поделаешь, все это было платой за огромную популярность; миллионные тиражи пластинок, золотые и платиновые диски, раззолоченные «кадиллаки» и «долларовые мили».
Платой за популярность была и та истерическая кампания, которую организовали члены общества морали из-за того, что Пресли первым из эстрадных певцов начал танцевать, двигаться по сцене. В его телодвижениях они усмотрели угрозу нравственности и призывали гнать Элвиса из городов, в которых он выступал. Рассказываю я в передаче и об этих ушатах грязи. Тот же Рей Конноли описывал, какой разразился скандал после того, как Элвиса Пресли показали в общенациональном телевизионном шоу: «Средние классы Америки никогда не видели ничего подобного Элвису в своих гостиных, и консервативно настроенные правые начали кампанию против него, так что в одном женском монастыре в Нью-Йорке сожгли его изображение, а в газетах и журналах появились серьезные статьи о новой угрозе морали молодых».
А между тем Элвиса Пресли далеко не всегда радовала слава «короля рок-н-ролла». Неоднократно во многих интервью он говорил, что любит петь и баллады, что ему близки и серьезные песни, что страсть и сила церковной музыки дороги его сердцу. Но общественное мнение переубедить трудно. Так он и остался «королем рок-н-ролла». Это и угнетало, и в то же время работало на его имидж. Творческая манера Элвиса Пресли со временем существенно менялась, а в сознании людей он олицетворял все тот же бунтарский дух, который провозгласил в своих первых песнях.
Кстати, готовясь к этой передаче, я прослушивал множество записей Элвиса Пресли и обратил внимание, что его зрелая творческая манера была очень похожа на стиль исполнения тогда еще начинающего Тома Джонса. Кто на кого оказал влияние, для меня так и осталось загадкой.
Словом, работая над передачей, я как бы заново узнавал Элвиса Пресли. И он, конечно, предстал предо мной насколько иным, чем виделся много лет назад. В пору, когда под страхом исключения из музыкальной школы, где я получал классическое образование, мы слушали записанные на рентгеновские снимки его первые песни.
Возрождая образ Элвиса Пресли, я прочитал массу публикаций о нем, переворошил груду материалов, в том числе и видео: три документальные картины, рассказывающие о творческом пути этого кумира нашей молодости.
— Муслим Магомедович, а почему, имея столь богатый видеоматериал, вы отдали предпочтение радио-, а не телерассказу?
— В минувшем году я подготовил небольшой сюжет о Марио Ланца в программе «Музыка в эфире», которую ведет Святослав Бэлза. Он вызвал интерес, и даже было объявлено о более подробной передаче, посвященной творчеству Марио Ланца. Но телевидение об этом обещании почему-то не вспоминает, а мне навязываться неловко. Что касается Элвиса Пресли, то собирались включить небольшой отрывок из привезенной мной картины в новогоднюю программу. Но опять дальше слов дело не пошло. Так что наши планы пока остаются в проекте.
Завершая разговор об Элвисе Пресли, необходимо сказать, что он был и остается кумиром многих поколений, И если своих современников он делал пятнадцатилетними, то хочется верить, что, пока будут звучать его песни, какая-то частичка в нас навсегда останется юной.
Газета Правда, 03.02.1990. Автор А. Ладынин. Рубрика: слушая радио.
Прислал Василий.
|