В пригороде Нового Орлеана, Джефферсоне, что на юге реки Миссиссиппи, школьный автобус привычно развозит подростков в школу. За рулем сидит уже не молодой человек, приветливо встречающий детей. Он частенько позволяет им покрутить ручку радиоприемника, а иногда даже напевает малоизвестные новому поколению мелодии. А ведь никто и не догадывается, что за рулем сидит один из пионеров рокабилли 50-х, начинавший бок о бок с Элвисом, Карлом Перкинзом и другими легендами рок-н-ролла и рокабилли.
В отличие от своих знаменитых соотечественников, Джо Клэй записал всего 9 песен. Все они вошли в золотой фонд классического рокабилли, как наиболее взрывные и дикие композиции того периода. Однако по настоящему они были востребованы только спустя 30 лет.
Джо Клэй, полное имя Клэйборн Джозэф Керами, родился в 1939г. в городе Хервей, штат Луизиана. Уже в раннем детстве он увлекся музыкой кантри и к двенадцати годам стал профессиональным барабанщиком. Кроме того, он освоил ритм и бас-гитару.
В начале 50-х Джо организовал собственную группу, называвшуюся Трио Керами и начал выступать в субботней радиопередаче, транслировавшейся на Луизиану. Благодаря этому группа получила определенную известность в пределах штата. Тогда Джо решает сократить название группы, персонифицировав свое имя. Тогда это делалось для того, чтобы привлечь к себе внимание в ирреальном мире шоу-бизнеса. В течение всего 1955г. местная популярность позволила ему играть на престижном в то время радиошоу, проходившем в Louisiana Hayride, где он выступал в том числе с восходящей тогда звездой, будущим королем рок-н-ролла, Элвисом Пресли.
Наступала новая эпоха, когда новая музыка набирала свои обороты, давая возможность музыкантам раскрыть свой потенциал. Выступая на Louisiana Hayride и имея определенную популярность в своем штате, Джо, тем не менее, в течение целого года не имел толкового менеджера. Из-за этого, да и наверно по юности лет, он ограничивался подыгрыванием на концертах у Карла Перкинза и Фэтса Домино. Более того, он даже заменял барабанщика у Элвиса Пресли, когда тот выступал в Ponchartrain Amusement Park в Новом Орлеане.
В начале 1956г. на местную радиостанцию WWEZ, прибыл представитель от звукозаписывающего гиганта RCA. Фирма была под впечатлением от доходов, которые ей начал приносить Элвис Пресли и стало интенсивно искать в регионах таланты для своего нового отделения VIC. Местный ди-джей дал послушать ему демо-версии Джо. На них были записаны две стандартные композиции в стиле «кантри» и два рок-н-ролла, одним из которых был “Shake, Rattle & Roll”. Такая музыка не могла оставить равнодушным никого. Это было хорошего качества рокабилли с четким вокалом, то есть как раз то, что искали.
В результате Джо пригласили на студию для записи. 25 апреля 1956г. на студии Starday в Хьюстоне был записан первый сингл “Sixteen chicks”. Одним из соавторов этой песни был Линк Девис, исполнявший партию ритм-гитары. Также Джо записал более ритмичный кавер песни Руди Грейзеля “Ducktail”. Месяцем позже Джо был приглашен в Нью-Йорк, в центральный офис компании RCA для проведения следующей сессии. Там ему аккомпанировал ритм-энд-блюзовый бэнд Микки Бейкера. Однако свет увидели только 2 песни с той сессии. Это были “Cracker Jack” и “Get on the right track”. Кстати, последняя песня показывает всю очевидность появления панк-рока уже в 50-е годы.
Выход двух синглов привлек значительное внимание публики к новому исполнителю. Джо пригласили на шоу Эда Саллвана выступить в качестве разогрева перед Натом Кингом Колом. Там Джо исполнил 2 песни: “Only you” и “Ducktail”. Первая песня прошла довольно хорошо. Однако вторая вызвала панику у продюссеров. Все помнили реакцию старшего поколения на выступления Элвиса. Еще один рок-н-ролльщик, вопящий во всю глотку, им был не нужен. Более того, недальновидный менеджер Джо всячески препятствовал карьере музыканта за пределами Нового Орлеана.
В итоге контракт с RCA продлен не был. Джо ушел от менеджера и покинул мир шоу-бизнеса. Вернувшись в Новый Орлеан он стал играть под прежним названием в “544 Club”, где его поддерживали местные музыканты. Вскоре он стал водителем школьного автобуса, играя только по уик-эндам.
Однако ничто на земле не проходит бесследно. Спустя три десятилетия британское отделение RCA и немецкая студия Bear Family переиздали его немногочисленные записи, представив их новому поколению. Для многих ценителей рокабилли они стали настоящей сенсацией. Появились новые поклонники, родившиеся слишком поздно, чтобы изменить ход истории. Но тем не менее, они начали поиск Джо по двум чудом уцелевшим фотографиям, на одной из которых он стоял рядом с Элвисом.
После нескольких лет поиска, один английский фэн нашел Джо в Новом Орлеане, играющим в оркестре на гитаре. После этого рок-н-ролльный промоутер из Англии “Wild” Willie Jeffrey организовал для Джо концертный тур по Англии, Голландии и Швеции. В это же время Джо познакомился с Mac Bouvrie, одним из своих больших поклонников, который к тому же был владельцем бельгийской звукозаписывающей фирмы Mac records. Благодаря ему была организована сессия, где Джо записал новый материал, написанный Thomas Luvius, из голландской нео-рокабилльной группы Billy Wiggle & the Wigglers.
А вот что говорит по этому поводу сам Джо Клэй: «Я даже не знаю что сказать. Наверно я оказался в неправильном месте и в неправильное время. Но все равно я счастлив, что моя музыка была востребована, пусть даже спустя время.
Удивительная все-таки штука жизнь. Человек не знает, что с ним может произойти. Так и Элвис, будучи водителем грузовика, не знал, что его ожидает всемирная слава и лавры короля рок-н-ролла. Так и Джо Клэй, покинувший мир шоу-бизнеса, не был уверен, что когда-нибудь его талант заслужит признание. Его он получил спустя несколько десятилетий. Но лучше уж поздно, чем никогда.
Статью составил Дима(Eddie).
|