Пионеры стереозвучания
Назад На Главную страницу
 

50-е годы ХХ века были временем колоссальных изменений в массовой культуре, в первую очередь это касалось музыки.
Рождение нового музыкального стиля – рок-н-ролла стало толчком не только к появлению целой плеяды оригинальных артистов, но и переменам в сфере звукозаписи, без успехов которой мир не смог бы услышать новые музыкальные шедевры.
Сегодня в распоряжении звукооператоров и звукорежиссеров находится огромный выбор самой современной аппаратуры, позволяющей воспроизвести практически любой спецэффект и копировать практически любое звучание. Однако даже самое современное оборудование и самые опытные специалисты по звуку оказываются неспособны воспроизвести то классическое рок-н-ролльное звучание, которое мы слышим в записях Элвиса Пресли, Эдди Кокрэна, Джина Винсента и еще целого ряда легендарных исполнителей того времени.
Трудно сказать в чем кроется причина, видимо надо было жить в то время, чтобы на себе ощутить атмосферу той эпохи.
Если говорить о новом для 50-х годов звучании, то в первую очередь это касалось музыки рокабилли.
На целом ряде записей этого стиля новое звучание достигалось за счет использования эха. Но это эхо не было электронным. Оно представляло собой задержку и повторы звука на магнитной пленке. Одним из наиболее характерных видов эха был «слэп-бэк», представлявший собой один короткий повтор основного звука. Именно таким эхо были обработаны композиции “Be-Bop-A-Lula” Джина Винсента и “Sittin in the Balcony” Эдди Кокрэна.
Но, несмотря на такие новшества, большинство композиций записывалось в моно. Подобный процесс записи отнимал у музыкантов немало времени. Всем участникам сессии приходилось быть в студии в одно время. В ходе записи каждый из ее участников исполнял свою партию. Затем звукооператор осуществлял соединение каждой из партий воедино, создавая, таким образом, полную картину записи.
Однако по мере развития рок-н-ролла происходят изменения и в сфере звукозаписи. Первый наиболее яркий пример – серия студийных записей, сделанных Элвисом Пресли в середине января 1957г. В ходе этих сессий было записано немало интересного материала, среди которого сингл “All Shook Up”, мини-альбом “Peace in the Valley”, а также целый ряд треков для последующих альбомов короля рок-н-ролла.
Особенностью этих записей было то, что они велись по «бинауральной технологии”. Запись по бинауральной технологии представляли собой записи в двухканальном моно, когда партия вокала записывалась на одной дорожке, а музыкальное сопровождение – на другой. Несмотря на то, что сами записи не являются стерео в чистом виде, тем не менее, данная технология стала основой для возникновения впоследствии двухканального стерео.
Следующим после Элвиса, но достигшим несравненно больших успехов в сфере звукозаписи был Эдди Кокрэн.
Большую часть своей короткой музыкальной карьеры Эдди записывался довольно оригинальным способом. Несмотря на свой юный возраст, Кокрэн был необычайно одаренным и компетентным студийным музыкантом и оранжировщиком. На большинстве своих композиций он сам играет все инструментальные партии, а затем отдельно исполняет партию вокала.
Подобная техника звукозаписи включала в себя следующий алгоритм действий: первоначально записывался основной трэк, затем он проигрывался заново. Параллельно с воспроизведением трэка производилась живая запись в студии. В результате такого одновременного воспроизведения осуществлялось наложение на трэк живой студийной записи. Затем результаты такого наложения записывались вторично. В случае необходимости данный процесс можно было повторять не один раз. Однако с каждым последующим разом качество записи ухудшалось.
Как правило, использование Кокрэном таких способов записи было обусловлено не столько желанием изобрести что-то новое, сколько стремлением сэкономить магнитную ленту, покупка которой обходилась музыканту недешево. Чуть позже, когда Эдди подписывает контракт с крупнейшей независимой звукозаписывающей компанией «Либерти», он получает возможность работать в студиях компании «Голдстар» в Лос-Анджелесе.
Уже тогда, в конце 50-х эти студии считались лучшими в стране, предоставляя практически идеальные условия для студийной работы музыкантов. От других студий звукозаписи их отличало не только высокое качество записи, лостигавшееся благодаря использованию самого современного на тот момент оборудования, взять хотя бы наличие собственной эхо-камеры, но и самых низких расценок в стране на студийное время. Именно здесь, в середине 60-х Фил Спектор создал свою знаменитую «стену звука».
Записываясь в студиях компании «Голдстар», Эдди Кокрэн получает возможность сполна использовать свой талант композитора и музыканта. Здесь он записывает свои главные хиты, вошедшие впоследствии в мировую сокровищницу рок-н-ролла.
Способ звукозаписи, изобретенный музыкантом, как раз и представлял собой самый ранний образец стерео. Благодаря техническим возможностям студий компании «Голдстар» Кокрэн смог улучшить качество звучания своих композиций, добавив новых студийных новшеств. Значительная часть записей музыканта 1959 и самого начала 1960гг.. как раз и были записана в стерео.
К большому сожалению, большинство подобных записей тех лет, как Элвиса Пресли, так и Эдди Кокрэна не сохранилось до наших дней. Многое было утеряно, а что-то утратило способность к воспроизведению из-за неправильных условий хранения.
Ну а то немногое, что уцелело, увидело свет благодаря усилиям Боба Джонса – одного из признанных и уважаемых специалистов по реставрации редких записей эпохи раннего рок-н-ролла.
Используя современные технологии, Джонс сумел подарить вторую жизнь многим редким записям, сделанным Элвисом Пресли, Эдди Кокрэном, Джанис Мартин, Дуэйном Эдди и еще целым рядом легендарных исполнителей рок-н-ролла, а также сделать большой подарок миллионам поклонников этой прекрасной музыки во всем мире.

Статью написал Дима(Eddie).

Хостинг от uCoz