Продолжатели дела Короля
Назад На Главную страницу
 

24 марта 1958г. Элвис Пресли прибыл на призывной пункт, с которого отправился в армию. С уходом Пресли на военную службу миллионы его приверженцев остро почувствовали утрату своего кумира. Все армейские газеты обошел снимок короля рок-н-ролла, сидящего в кресле армейской парикмахерской в тот момент, когда прилежный барбер состригает знаменитый черный валик-хохолок. Чванливые армейские служаки злорадно ухмылялись, наблюдая за тем, как Элвис меняет свои синие замшевые туфли на грубые армейские ботинки.
Служба в армии прошла для Элвиса не так, как для других ребят. Он постоянно находился под объективами камер, раздавал автографы многочисленным фанатам, проживал не в казарме, а в отдельном доме вместе с бабушкой и отцом. Однако многое в его жизни все-таки изменилось. 14 августа 1958г. умерла любимая мама, первая благодарная слушательница его прекрасных песен. Более того, в период службы Элвис был лишен возможности гастролировать, записывать новые песни, сниматься в кино. Можно сказать, что почти на 2 года он отошел от того, что так любил.
Временный уход Элвиса означал что в рок-н-ролльной среде возникла колоссальная брешь. Уникальность Элвиса заключалась не только в его неповторимом вокале, умении сделать из совершенно банальной песни шедевр, но и в многогранности его личности. В образе Элвиса так удачно сочетались лихой рокер и романтический герой, герой-любовник, покоритель женских сердец. Подобного ему человека в истории рок музыки больше не будет. Тем не менее надо было как-то восполнить пробел, вызванный временным отходом Элвиса от музыкальных дел. Кто же мог заменить его в этот период?
Другие пионеры рок-н-ролла, такие как Чак Берри, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, Джин Винсент, Бадди Холли не смотря на свой бесспорный талант и оригинальность, не годились в качестве более менее полноценной замены Элвису из-за целого ряда причин.
Чак Берри и Литтл Ричард, не смотря на свою популярность, изначально не подходили в качестве новых королей. Они были цветные, а зная нравы тогдашней Америки, было не трудно догадаться что их не ждали на самом верху музыкального Олимпа. Более того, Литтл Ричард, будучи чрезвычайно религиозным и суеверным человеком, еще в конце 1957г. покинул шоу-бизнес, став на целых 5 лет священником. В конце 1959г. Чак Берри стал жертвой секс-скандала. Его обвинили в совращении несовершеннолетней, выдвинув заведомо ложные обвинения. При всей их абсурдности, суд выступил против музыканта. Судебный процесс длился почти 3 года и завершился заключением Берри в тюрьму в феврале 1962г.
Джерри Ли Льюис также стал жертвой скандала. Еще в декабре 1957г. он женился на дочери своего басиста Майре Гейл Браун. К тому времени ей еще не исполнилось и четырнадцати. Также поговаривали о том, что она приходилась Джерри не очень далекой родственицей. Все это происходило накануне британских гастролей "киллера". Несмотря на старания Сэма Филлипса замять скандал, женитьба пианиста скоро стала достоянием обществености. В результате британские гастроли были сорваны. Из 27 концертов Джерри дал только 3, да и они прошли без привычного ажиотажа. В рзультате Джерри Ли был вынужден исчезнуть на время с большой сцены, продолжая выступать только на местном уровне.
Джин Винсент тоже переживал не лучшие времена. Состав его группы "голубые кепки" постоянно менялся. Музыканты уставали от длительных и порой бессмысленных гастролей и уходили. Давала о себе знать и травмированная нога. Чтобы как-то заглушить неутихавшую боль, Джин пристрастился к спиртному, хотя нельзя сказать что он и раньше не любил выпить.Более того, Винсент, олицетворявший образ лихого рокера, не подходил под образ чистых пай-мальчиков, на которых американская эстрада тогда стала делать ставку. В довершении ко всему сказанному, он отважился спорить с ведущим всеамериканской программы "American Bandstand" Диком Кларком, публично обвинив его в получении взяток. Этого было достаточно, чтобы американские диджеи внесли Винсента в черные списки.
О Бадди Холли и говорить нечего. Ни его внешность, ни его песни даже и близко не стояли с тем, что делал Элвис. Другие звезды рок-н-ролла, такие как Биг Боппер и Ричи Вайленс еще только начинали свой путь.
Единственными музыкантами, которые в значительной мере сумели компенсировать отсутствие Элвиса в те 2 года, были Рикки Нельсон и Эдди Кокрэн. Именно 1958г.,год ухода Элвиса в армию, стал для каждого из них знаменательным. В отличие от других рокеров, каждый из них обладал привлекательной внешностью, хотя и не такой демонической, как у Элвиса. Каждый из них имел свой оригинальный стиль и к тому же они не относились к категории прилизанных и чистеньких звезд однодневок. Если Элвис олицетворял и бунтаря, и героя- романтика, то Рикки и Эдди были одним из этих двух. В жизни каждого из них Элвис сыграл очень большую роль. У них было много общего. Как мы знаем, Элвис любил пострелять, и Эдди Кокрэн был великолепным стрелком, способным из револьвера погасить горящую спичку на расстоянии ста шагов. Во время службы в армии Элвис увлекся каратэ, а Рикки тоже занимался этим видом единоборств и заслужил красный пояс. Однако именно в музыке, влияние Элвиса на них было действительно огромно.
Эдди Кокрэн олицетворял бунтарское, рокерское начало.Как и многие его современники, он начинал свою музыкальную карьеру в кантри-группе. Группа записала пару синглов, выступала по клубам и в сущности ничем не отличалась от других команд, пока не наступил март 1956г. В этот месяц Эдди побывал на концерте Элвиса в Далласе, штат Техас. После этого, Кокрэн серьезно заболел рок-н-роллом. Несмотря на то, что и раньше он играл ритмичную музыку, баловался свингом и вестерн-кантри. но именно рок-н-ролл сразил его наповал.
Однако стремление Эдди работать в новом стиле встретило сопротивление со стороны его партнера, однофамильца Хэнка Кокрэна, с которым они вместе пели в дуэте. В результате дуэт распался. Летом того же 56-го, Эдди знакомится с музыкантом и продюссером студии Liberty Джерри Кейпхартом, который вскоре станет его менеджером и соавтором многих песен.Эдди записывает много каверов песен, ставших хитами в исполнении Элвиса. Это Money Honey, Long Tall Sally, Have I told you lately that I love you. Он также записывает свои версии боевиков Blue seude shoes и Milkcow blues. Песня про синие замшевые туфли лучше всего звучит в исполнении Элвиса, но в своей кавер Эдди вложил больший рок-н-ролльный драйв, чем создатель самого хита Карл Перкинз. Блюз молочных коров в исполнении Элвиса звучит как зажигательный хилбилли-стандарт. Эдди утяжелил звук, сделав из песни оригинальный блюз, звучание которого напоминает уже не 50-е годы, а скорее конец 60-х. Оригинальность песни придают и великолепные голосовые манипуляции певца.
Если песня о туфлях стала одним из хитов Элвиса, то у Кокрэна есть прекрасная песня про розовые слаксы (Pink peg slacks). Содержание песни не менее забавно. Молодой человек ночью видит на витрине универмага розовые слаксы и решает во чтобы то ни стало их приобрести. Он врывается в магазин, представляется грабителем, но безуспешно, звонит своей девушке и просит чтобы она заняла денег у отца и едет за ними на другой конец города, но все безуспешно. Ему не удается их купить. Наверное и Элвиса охватывали такие мысли, когда будучи еще никому неизвестным пареньком, он бродил возле магазина Лански, мечтая приобрести себе что-нибудь из продававшихся там дорогих вещей. Еще одна песня, которую исполняет Эдди, I want Elvis for Cristmas, лишний раз свидетельствует об уважении к королю.
Оказавшись на студии Liberty, Эдди решает для себя что добьется не только славы, но и заработает прилично. Начав работать в новом стиле Эдди быстро делает успехи. В Кокрэне не было той секс-угрозы, что в Элвисе, но гитарное мастерство Эдди ошеломляет и поражает. Именно он сумел своим творчеством наиболее полно отразить то удивительное десятилетие, разноцветные 50-е. Даже без превосходных текстов Кейпхарта, песни Кокрэна имели тонкий привкус земного бытия, который прежде не поэтизировался. Эдди создал свой уникальный стиль: в сфере, где казалось бы все изучено вдоль и поперек, он нашел порядочный кусок музыки, непохожий на предыдущие. В то время как другие пели о любви и женщинах, Кокрэн все внимание уделял юной Америке, житейским мелочам, школьным пикникам.
В 1958г. Элвис записывает песню Wear my ring around your neck. Пресли исполняет партию буги на пианино, а затем использует деку гитары в качестве перкуссии. Благодаря инструментальным наложениям все это нашло отражение в песне. Безусловно для Пресли такая запись была новаторской. Эдди Кокрэн пошел дальше. Практически с самого начала своей карьеры он так и записывался, исполняя многие инструментальные партии в одиночку. Более того, в период своего расцвета в 1958-59гг., Эдди записал таким образом целых 2 альбома. И это всего в 20 лет! Он выступает не только в качестве музыканта, но и в качестве звукооператора, самостоятельно сведя все инструментальные партии воедино. Даже если бы Кокрэн и не стал музыкантом, из него бы получился превосходный ас-звукооператор.
Незаметно для всех Эдди Кокрэн превратился из паренька, мечтающего об успехе, в кумира тинейджеров, за какие-то 3 года он стал звездой. Случайность ли это? Наверное ему повезло, что рок-н-ролл тогда царствовал в сердцах молодежи, и все же без харизматической личности Эдди и бесспорного музыкального дарования, все остальное не имело бы смысла. Искренне радуясь своему успеху, он при этом оставался простым человеком. По словам Джерри Кейпхарта он был типичным американским парнем, в жилах которого течет красная кровь.
Как и большинство пионеров рок-н-ролла Эдди навсегда остался молодым. В начале 1960г. Кокрэн вмести с Джином Винсентом отправился с гастролями в Британию.По окончании турне Кокрэн должен был вернуться в США для записи нового альбома. Однако этому не суждено было сбыться.
Эдди повторил судьбу одного из своих кумиров -Джеймса Дина. 17 апреля 1960г. по дороге в аэропорт Хитроу машина с Эдди, его подружкой Шерон и Винсентом попала в аварию. Эдди получил обширные ранения головы и спустя 2 дня скончался, не приходя в сознание. Смерть Кокрэна в неполные 22 года, да еще и на пике карьеры, стала, пожалуй, самой красивой за всю историю рок-н-ролла.
В отличие от Кокрэна Рикки Нельсон олицетворял романтическое начало. В отличие от большинства рокеров, Нельсон вырос в обеспеченной семье. Его родители Оззи и Харриет были героями многочисленных сериалов и телевизионных постановок. Когда в 1956г. на американских телеэкранах появился Элвис, Рикки заканчивал Голливудскую высшую школу. Подобно многим сверстникам Рикки охватила рок-н-ролльная лихорадка. Он купил себе старый подержанный мотоцикл,сделал татуировку на плече и стал ходить с начесанным коком на голове. И главное -он решил во чтобы то ни стало создать свою группу и играть рок-н-ролл.
Существует легенда, по которой на одной из вечеринок Рикки знакомится с красавицей по имени Арлин и начинает за ней ухаживать. Арлин отвечает ему отказом, заявив что ее сердце навсегда принадлежит Элвису. В ответ Рикки во всеуслышание заявляет что он перепоет Элвиса. Вместо аплодисментов он услышал только смех. Однако это событие послужило толчком для начала музыкальной карьеры Рикки.
Благодаря стараниям отца, ставшего его менеджером. Рикки записывает в 1957г. песню I m walking. Летом того же года песня занимает 11 место в списках журнала Биллборд. Для начинающего певца это был большой успех. В том же году на одной из вечеринок Рикки познакомился с самым крутым парнем планеты -Элвисом Пресли. Элвис знал, что Нельсон знаком со Скотти и Биллом. Протолкавшись сквозь толпу Элвис заявил Рикки что он в восторге от его первого альбома. Бывшая на той вечеринке редактор журнала "Фотоплей" заявила Элвису что Рикки отправляется в свое первое турне и ему необходим ряд советов. Элвис отвел Рикки в сторону и все как следует растолковал. На Нельсона огромное впечатление произвело то, что Пресли был на их концерте и подробно помнил многие моменты его выступления. Один из участников вокальной группы Jordainers, много записывавшейся с Элвисом, научил Рикки играть на гитаре.
Карьера Рикки пошла в гору. Он стал появляться во всевозможных телевизионных шоу и записывать новые песни. С 1957г. ведущим гитаристом в группе Нельсона стал 16-летний Джеймс Бертон, который с конца 60-х годов будет постоянно выступать вместе с Элвисом. Группа Нельсона в основном выступала на телешоу, из-за чего ее даже стали называть "Rockabilly TV-band". Рикки был близким другом Эдди Кокрэна. Девушка Эдди, Шерон Шилли даже написала для Рикки песенку Poor Little Fool (бедный меленький дурачок), которая стала одним из главных хитов Рикки в 1958г. В том же году Нельсон записывает потрясающе красивую балладу Lonesome town (Унылый город), ставшую хитом по обе стороны Атлантики. Рикки обладал привлекательной внешностью и прекрасным бархатным голосом. Его со всей уверенностью можно назвать секс-символом той эпохи, вторым после Элвиса.
Рикки Нельсон, в отличие от своих обеспеченных сверстников, в качестве героев избрал звезд рок-н-ролла. Благодаря участию в различных телешоу, он сумел внушить определенную степень доверия к рок-н-роллу старшему поколению. Многие начали понимать что Элвис это не разнузданный и развратный танцор, а великолепный певец и музыкант, и что рок-н-ролл тоже имеет право на существование. Судьба Рикки Нельсона, также как и Кокрэна завершилась трагически. 31 декабря 1985г, возвращаясь с концерта посвященного памяти еще одного классика рок-н-ролла Бадди Холли, погибшего в авиакатастрофе, Рикки Нельсон повторит судьбу самого Бадди.

Статью написал Дима(Eddie).