Почему именно Элвиса считают королем рок-н-ролла
Назад На Главную страницу
 

8 января миллионы людей во всем мире отпраздновали очередной день рождения «короля рок-н-ролла». Элвису Айрону Пресли исполнилось бы 72 года.
Ну а 16 августа исполнится ровно 30 лет со дня его смерти, которая и по сей день остается загадкой для многих.
Элвиса Пресли по-прежнему ценят и любят во всем мире. Доказательством этого являются не только многочисленные фан-клубы музыканта в разных странах мира, но и неплохие доходы, получаемые семьей Пресли и его псевдо-друзьями от интервью, воспоминаний и прочих откровений о жизни суперзвезды рок-н-ролла.
Популярность Пресли и его головокружительная карьера были обусловлены целым рядом причин.
Если задуматься над ними, то большинство из нас в первую очередь отметит в качестве достоинств Элвиса его харизматичную внешность, ярко выраженную сексуальность, чувственность и неподдельную искренность исполнения и конечно, совершенно неповторимый и поистине божественный голос.
С такими высказываниями трудно не согласиться, но, тем не менее, это лишь общие и вполне расхожие доводы, за которыми стоит лишь чувственное и зрительное восприятие его таланта публикой.
Феноменальный успех Пресли имел и еще целый ряд объективных причин. Здесь следует отметить его редкий музыкальный талант, талант певца, оранжировщика и интерпретатора. Главным оружием Пресли был его голос и умение им владеть. Поэтому большинство слушателей справедливо рассматривают Элвиса в первую очередь как непревзойденного вокалиста.
Далеко не последняя роль в успехе Пресли принадлежит и его менеджеру «Полковнику» Тому Паркеру. Несмотря на достаточно непростые отношения между ними, Паркер сделал много для продвижения Элвиса. Без его связей Пресли со своим талантом остался бы прозябать на задворках шоу-бизнеса. Чудес в нашей жизни не бывает, а уж что говорить о мире шоу-бизнеса. К сожалению, очень часто туда попадают люди, отсутствие таланта которых с лихвой компенсируется нужными связями. С Пресли все было иначе, ему выпал счастливый билет и его талант смог найти достойное применение благодаря связям его менеджера.
Кроме того, Полковник Паркер был прожженным и циничным дельцом, прекрасно знавшим жестокие правила шоу-бизнеса. Он был беспринципен и бескомпромиссен, выторговывая наилучшие и наивыгоднейшие условия для себя и своего подопечного и здесь его трудно осуждать, так как талант Элвиса действительно должен был получить достойное вознаграждение.
Однако, несмотря на все это, достоинства Пресли и возможности и связи Паркера не сыграли бы такого значения при отсутствие одного важного условия, которое я поставил во главу популярности певца и его последующего королевского статуса.
Элвис оказался в нужное время в нужном месте и смог предоставить то, в чем нуждались. Именно в этом и кроется главная причина того, что его по праву называют «королем рок-н-ролла».
Обратимся к ситуации на музыкальном фронте Америки, в которой формировался талант Элвиса.
Как мы все прекрасно знаем, рок-н-ролл возник в результате слияния кантри-энд-вестерн с ритм-энд-блюзом.
К началу 50-х годов ХХ века оба стиля имели в своем архиве не один десяток хитов и оригинальных исполнителей, поддерживаемых многомиллионной армией слушателей.
Но, несмотря на эти бесспорные достоинства и кантри, и ритм-энд-блюз имели довольно ограниченную популярность. Наиболее плачевная в этом смысле ситуация была с ритм-энд-блюзом. Черным исполнителям приходилось испытывать на себе действие всевозможных расистских и идеологических барьеров.
Более удачная ситуация была с кантри-энд-вестерн. Однако значительной части американского общества, в особенности населению крупных городов, откуда вещали крупнейшие радиостанции и телеканалы, музыка воспевавшая «деревенскую романтику» казалось довольно скучной и примитивной.
Если рассматривать эти музыкальных течения в контексте их влияния на формирование и развитие рок-н-ролла, то пальма первенства бесспорно принадлежит ритм-энд-блюзу. Именно ему рок-н-ролл обязан своей энергетикой, ритмикой, чувственностью и эротизмом.
Таким образом, главным движущим локомотивом в развитии рок-н-ролла следует считать ритм-энд-блюз.
Это прекрасно понимал и кливлендский диск-жокей Алан Фрид, который начал прокручивать в эфире произведения черных артистов, называя такую музыку рок-н-роллом.
На мой взгляд, подобная трактовка Фрида достаточно спорна. Музыка, звучавшая у него в эфире, еще не была рок-н-роллом в полном смысле этого слова. Это был довольно пестрый симбиоз целого ряда негритянских музыкальных направлений, в основном свинговой направленности. Свидетельством этому было широкое использование в композициях духовых инструментов. Рок-н-роллом это назвать было нельзя, однако по своей ритмической и энергетической направленности композиции, звучавшие у Фрида безусловно можно рассматривать в качестве предшественников рок-н-ролла.
Тем не менее, Алан Фрид указал правильное направление, в котором должна была дальше развиваться современная популярная музыка.
Среди черных и белых музыкантов начинается поиск нового звучания. Кто-то стал копировать произведения, звучавшие у Фрида. Однако подлинного успеха мог добиться именно тот, кто прекрасно понимал, что новая музыка и должна была звучать несколько иначе. В ней все большая роль отводилась утяжелению и ужесточению ритма за счет изменений в составе инструментов. Духовые инструменты должны были убрать вообще, уступив пальму первенства гитаре и барабанам. Хорошим дополнением стала партия фортепиано в стиле буги.
Несмотря на многочисленные попытки черных исполнителей разработать тот самый рок-н-ролл на блюзовой основе, наиболее точным из них был Чак Берри. В 1955 году он записал композицию “Maybellene”, ставшую первым крупным успехом певца. Для своего времени это был несомненный новаторский шедевр. Композиция звучит энергично благодаря достаточно жесткому барабанному и гитарному звучанию.
Но, учитывая то, что Берри был негром, он не имел шансов на право стать королем рок-н-ролла.
Тем не менее, именно Чака Берри я бы назвал наиболее влиятельным черным музыкантом, внесшим неоценимый вклад в становление и развитие рок-н-ролла, а затем и рок-музыки. На мой взгляд, Чак Берри, а не Билл Хейли, имеет все основания считаться «крестным отцом рок-н-ролла».
Ну а королем рок-н-ролла, учитывая тогдашние нравы американского общества, мог стать только белый музыкант, превосходно чувствующий черную музыку.
Это прекрасно понимали и в среде белых музыкантов. Успеха добился бы только тот из них, кто создал бы новый шедевр, максимально приближенный к негритянскому ритм-энд-блюзу..
Первый, кто приходит на ум, это Билл Хейли. В 1954г. музыкант записал композицию “Rock around the Clock”, ставшую самым крупным успехом музыканта и хитом по обе стороны Атлантики.
Но если более детально приглядеться к композиции, то можно увидеть, что ее новаторство довольно сомнительно.
В отличие от Берри, Хейли просто сделал удачную кавер-версию произведения, написанного черным артистом. В исполнении Хейли эта композиция звучит как зажигательный свинг, благодаря удачно сыгранной партии духовых инструментов. Фактически он прекрасно скопировал стиль исполнения черных артистов. В этом, пожалуй, и состоит его главная заслуга. Поэтому довольно спорно называть Хейли «крестным отцом рок-н-ролла». Я бы назвал его первым белым музыкантом, удачно скопировавшим и исполнившим черный ритм-энд-блюз. И уже естественно рассматривать Хейли в качестве возможного кандидата на роль короля рок-н-ролла было просто глупо.
А теперь возвратимся к Элвису Пресли. Начиная свою карьеру на студии Сан, Пресли не сразу пришел к рок-н-роллу. Фактически, все записи, сделанные Элвисом на студии Филлипса нельзя относить к рок-н-роллу. Это хиллбилли с новым звучанием.
Обладая превосходным музыкальным чутьем, Элвис прекрасно понимал, что создать что-то новое нельзя, замыкаясь рамками кантри и играя по традиционным канонам.
Поэтому он как раз и предпринимает попытки модернизировать музыку кантри, придав ей больше блюзового и чувственного звучания. Сановские записи Пресли как раз и представляют такие попытки.
Взяв за основу блюз Артура Краддапа “That s all right mama”, Элвис правильно и оригинально его интерпретирует, не копируя песню, а наоборот видоизменяя ее, и давая ей, таким образом, вторую жизнь.
Ну а первым подлинным хитом рок-н-ролла я бы назвал композицию “Heartbreak hotel”. К моменту ее записи Элвис уже имел вполне достаточный опыт интерпретации произведений черных артистов.
Для своего времени это был несомненный шедевр, которого мир еще не слышал. Песня полна нового звучания, а оригинальное прочтение Пресли ее текста придает композиции еще большую загадочность и чувственность. Поэтому годом рождения рок-н-ролла я бы назвал не 1951 или 1954, а именно 1956г.
А дальше дело оставалось за малым. Благодаря связям Паркера Элвис появился на телевидении.
Увидев Пресли в телепередачах, публика (я здесь конечно веду речь о молодежи) нашла то, что искала. Молодой, сексуальный, энергичный, прекрасно чувствующий ритм певец мало кого мог оставить равнодушным. В последующих выступлениях на телешоу и в новых записях, Пресли в очередной раз доказал свою феноменальную способность интерпретировать песни черных артистов, изменяя их в лучшую сторону. И таких примеров было немало, взять хотя бы мастерски переработанные “My baby left me” Артура Краддапа или целый ряд хитов Литтл Ричарда.
После этого ни у кого не было сомнений в том, что Элвис Пресли – подлинный «король рок-н-ролла».

Статью написал Дима(Eddie).

Хостинг от uCoz