Боно (об Элвисе): "Это был подлинный бунт: настоящий панк-рок".
Кто-то скажет, что Sex Pistols, мол, стали основоположниками панк-рока. Наверное, тут же приходят на ум все выкидоны этих отморзков, бегающие по сцене курицы с отрубленными головами и разбитые об "башни" зрителей гитары, и тд. и т.п.
В общем, действительно, роль Sex Pistols в панк-движении неоценима, но просто представьте себе такую тему: в середине 50-х любые движения тела и "выкидоны", выходящие за рамки академического пения считались не просто пошлыми, они были невозможны до появления Элвиса. Что сделал Элвис? – он просто выплеснул все свои эмоции в музыку, отчего и пошли все эти виляния бедрами, рев и валяния на сцене с ползанием на коленках. Да, Sex Pistols довели панк тык сказать до своего абсудистского апогея, но о каком панке можно было бы говорить, если бы не начал это дело не кто-нибудь, как дедушка Элвис? Просто для 50-х все то, что выкинул Элвис тогда - выглядело настолько вызывающе, что имя Элвис для старшего поколения 50-х превратилось в синоним дьявола, сатанизма и всего развратного. Какой там Pistols, ко времени их появления уже крушить инструменты было в порядке вещей и что-то вроде моды. В 50-х, во время выступления начать кататься на коленях – просто означало, как минимум, подписать себе всеобщее презрение общества и стать отщепенцем вне него, бросить вызов его нравам, если хотите. Это ли не пресловутое панковское счастье? :-)
Да о таком Sex-Pistols и мечтать не могли, а вы только представьте себе, ведь речь идет о середине 50-х. 10 лет, как закончилась 2-я мировая. В СССР - Сталин, в Америке - строгие пуританские нравы. Как сказал Литтл Ричард, известный негретянский рок-н-ролльщик – Господи, спасибо тебе за то, что ты послал нам Элвиса, он открыл дорогу всем нам.
Суть в том, что кажется, что это так просто: вышел на сцену и начал вытворять "безобразие" – а ведь за такое могли и в тюрьму упечь, если задуматься, это - удел тех, кто осмеливается издеваться над общественными устоями. Только панк мог плюнуть в лицо тогдашним законодателям нравов и негласно сказать что-то типа "что хочу - то и творю на сцене, это мое личное право". Не эту ли исконно панковскую идею хотел донести Пресли до людей? В дальнейшем эта идея превратилась в бомбу, взорвавшую мир, где свобода стала действительным правом человека, а не только на бумаге. Черные отныне выступают на сцене наряду с белыми, волосатые панки заряжают на сценах, не боясь реакции властей. Да, это то, что сегодня творится в мире музыки. Но, к сожалению, мало кто помнит, что начало всему этому положено концертными и тв-выступлениями Пресли. Вот он разбегается и едет на одних коленях по сцене, вот начинает раскачиваться походкой шатающегося медведя и что-то кричит толпе, не потому, что это модно, как сейчас делают чуть ли не все рок-исполнители, а просто потому, что как он сам говорил, он так чувствовал ее всеми фибрами своей души. Короче говоря, чисто панковское отношение к жизни – я делаю, что хочу и как хочу, а как меня оценит общество - меня не особенно волнует. Другого объяснения всему этому сложно дать. Как может человек сотворить такое не будучи панком в душе? Лично я считаю, ответ на этот вопрос очевиден – Пресли был человеком, больше кого-либо давшего панк-движению. И пускай сам панк родился гораздо позже, но сам того не ведая, он заложил его семена еще тогда в 50-х, которые дали ростки много лет спустя.
Понятно, я думаю только идиот поспорит с тем, что Пресли был королем рок-н-ролла. Но и для панка он стал если не королем, то уж его праотцом точно. Может быть кто-то не согласится, но я думаю он вряд ли поспорит с тем, что для 50-х Элвис был самой что ни на есть альтернативой. Да, сейчас в это вряд ли верится, слишком он мелодично звучит. Но послушайте все остальное до 54 года – вы поймете, что Элвис принес музыку свободных людей на сцены, предназначенные для старомодных занудных исполнителей. Он превратил шоу-бизнес в сплошное сумасшествие и состояние панка, "перевернув все вверх ногами". Законы шоу-бизнеса изменились на 180 градусов.
Самые "безбашенные" выкидоны на сцене стали отныне атрибутами успеха, а зануды, не умеющие показать толпе стоящее шоу - могли отправляться домой, или, в крайнем случае, идти петь для мамочек с папочками на тусовках а-ля "кому за 30-ть". Другое дело, что в 60-х, когда все уже привыкли к "выкидонам" Элвиса и это стало данью моды, он, словно всем назло - в очередной раз показал свое «я» и стал «хорошим парнем», сам пошел в шоу того же Синатры. Зачем он это сделал? Да все просто мне кажется – когда он понял, что все смирились с тем, что он вытворяет и стали ожидать продолжения "безбашенства" - это стало не интересно. Одно дело, когда сам делаешь, что хочешь, а другое - когда все уже знают, чего от тебя ожидать, и ты вроде как, уже обязан дать обществу того, к чему оно привыкло. Это против самой идеи панка - делать музыку под заказ общества, коммерческая музыка - это основа поп-музыки, но идет вразрез рок-идее. Соответственно, ничего другого ему не оставалось, как стать на время «хорошим парнем», сняться в нескольких фильмах семейной шкалы ценностей с музыкой вполне соответствующей семейному прослушиванию, и вообще сменить стиль на какое-то время, пока до кого-то там не допрет, что ставить рамки певцу, в особенности рок-н-ролльщику, глупо, вы можете ждать от него все, чего хотите, но делать он будет только то, чего захочется его левой ноге – сниматься в фильмецах или "бузить" на сцене. Кто-то скажет, что менеджер Пресли полковник Паркер - всему причина, любопытно только, получается, что в 50-х Паркер заставляет бузить Элвиса на сцене, в 60-х сниматься в кино и быть паинькой, а в 70-х принуждает снова материться со сцены как в фильме That the way it is. Как-то непоследовательно с его стороны.
Ну а эти хохмы излюбленные Элвиса – типа начать песню на матюги слагать, вставляя там и тут Mother fucker – чем не панковские замашки?
Да, может быть не принято начало панк-движения относить так далеко в 50-е, гораздо удобнее увидеть его начало в лучшем случае в 70-е-80-е, тем не менее, истоки панка можно увидеть в 50-х в музыке и творчестве Элвиса Пресли. Жаль только, что само движение возникло так поздно, ведь для того были все причины, но, по всей видимости, обществу просто нужно было пару десятков лет, чтобы переварить все произошедшее с шоу-бизнесом за эти годы, и новая волна шокирующей музыки пошла только много лет спустя в лице тех же Sex Pistols. Возможно, кто-то посчитает нужным поспорить со мной, но лично мое мнение, что панк как идея производна от безбашенств 50-х и творчества Элвиса. Другое дело, что сами панки, не сдержанные рамками общества, конечно же, идут дальше катания по сцене и сейчас, скажем, появление Мерилина Мэнсона с прикидом в виде костюма с голой задницей и силиконовыми титьками на сцене - кажется вполне рядовым явлением. Но на то они и панки, как говорится… И как знать, что они будут выкидывать завтра?
Панк, по сути, есть не что иное, как альтернатива общепринятым нравам и общественным устоям и посему ничего удивительно во всем вышесказанном нету, и для 50-х "Элвис и Ко" в лице подхвативших его идеи рок-н-ролльщиков были для своего времени самыми настоящими панками, пусть тогда это и называлось иначе и имело гораздо более невинные формы, чем сейчас, зато общество было абсолютно нетерпимым к любым проявлениям вольностей.
Некоторые видят в этом зло, но альтернатива - это не подмена ценностей общества, а просто возможность выйти за рамки его худших черт, что ли. Панки не преследуют далеко идущих политических целей, как те же хиппи, которые разделяют откровенно левые ценности, скорее это - что-то вроде клоунады. Она обязательно нужна всякому обществу, без нее оно не увидит своих худших черт и не сможет их исправить.
Статью написал Дмитрий(admin).
|