Выскажу некоторые свои соображения насчет творчества Пресли в кино 60-х. Мне кажется, что к середине 60-х Пресли достаточно самовыразился в рок-н-ролле и не исключено, что вообще хотел завершить карьеру музыканта, сменив ее на карьеру киноактера. Что касается музыки в кино в этот период, то ее можно поделить на 2 части: 1 – это, безусловно, просто потрясающая рок-н-ролльная классика, незаслуженно понукаемая прессой; 2 – это ситуативная музыка, как я бы назвал ее. То есть музыка, продиктованная жанром фильма. Тут можно назвать музыку в стиле латинос, гавайские песни, блюз и джаз в фильмах, и многие другие стили, а также мюзикл – где песня интересна скорее с точки зрения какой-то ситуации в фильме, нежели с точки зрения ее музыкальных качеств. Причем, как правило, в фильме сочетаются обе ситуации. Допустим, фильм Голубые Гаваи – тут мы имеем дело с рок-н-роллами и чисто гавайскими вещами, примерно 50 на 50.
Я думаю, что критики просто не поняли, что ситуативная музыка - скорее для широких слоев населения, она для семейного прослушивания и предназначена скорее для них, чем для ценителей рок-н-ролла. Это – Пресли, только на другом, более простом языке, доступном для тех, кто не в состоянии постичь современный рок. И почему они должны быть лишены своего Элвиса? У нас в России тоже сложно представить, чтобы старшее поколение, допустим, пережившее Гитлера со Сталиным, стало вдруг слушать рок-н-ролл, но вот киношные песни – это для них "все". То же самое, как мне кажется, касается ситуативной музыки Элвиса 60-х – это то же самое для людей того же поколения, только англоязычного. И не случайно по некоторым данным самый покупаемый альбом Пресли – саундтрек Blue Hawaii. Вообще, говоря о рок-н-ролле, роке и так далее, я заметил, что в массах сложилась такая глупая точка зрения, что хороший рок, который пользуется успехом – это уже "попса". Получается, что лучший рок – это тот, который никто не слушает и который никому не интересен. Можно согласиться, что в данном случае Элвис где-то идет на поводу у масс, но, если именно это имеет такой бешеный успех у слушателя, разве эта музыка не имеет право на существование? Или надо обязательно всю жизнь проходить с маской имиджа крутого рокера, чтобы все думали, что ты такой "крутой" и всю жизнь бояться, что однажды "масочка" слезет? А зачем вообще человеку нужен имидж, если он – просто фальш, не отражающий твою суть?
Мое мнение, что Пресли правильно сделал, на время скинув с себя эту маску железного человека рок-н-ролла, я думаю, что человек не должен вообще иметь имиджа, так как имидж – это лживая сущность человека, ограничивающая его действия. Элвис как бы сказал этим, что он может быть тем, кем захочет, независимо от того, что общество ждет от него.
Кстати, как ни странно, именно саундтреки Пресли 60-х наиболее часто продаются у нас в России в магазинах, тогда как, казалось бы, те же 50-е должны были оказаться тут первыми по известным причинам. Тем не менее, именно эта музыка – самая востребованная в народе. И кто вообще сказал, что, допустим, латиноамериканская музыка – это плохо? Она просто другая, и в ней есть свои прелести. Элвис не хотел замыкаться рамками одного стиля, и с радостью брался за все, что связанно с музыкой – начиная от оперных вещей и госпелов, и заканчивая даже элементами диско. И, пожалуй, разнообразие в стилях наиболее полно соответствует духовным потребностям личности. Пресли был королем рок-н-ролла, но он не хотел ограничивать свою жизнь его рамками. Вообще же, для тех, кто слушает Элвиса целиком, не деля его творчество целиком на хорошие и плохие временные части - есть отличный стимул слушать его и дальше, так как его творчество на удивление разнообразно по жанрам. Помимо рок-н-ролла, когда уши устают от бренчания, можно и оперные инструменты послушать, и поп, и кантри, и блюз, и бродвейскую музыку, и испанщину, и гавайщину, и госпелы.
Мне кажется, что тут отчасти виноваты в раздувании критики на короля рока те, кто выпускают альбомы Пресли – они просто обязаны были отделить полностью весь киношный рок-н-ролл от этой ситуативной музыки и выпустить отдельным боксом все. И не на 2-х CD, эти сборники не включают в себя всего рок-н-ролла 60-х, а на 5-ти с лучшими дублями альтернативных версий песен, как это сделано в Complete 50 masters и From Nashwill to Memphis-1. И тогда, пожалуй, все были бы довольны. Любители рок-н-ролла получили бы всю эту рок-н-ролльную часть. Ну, а у любителей музыки масс уже есть отдельные саундтреки целиком, посвященные этим стилям музыки, и они пользуются большой популярностью.
Вообще в 2010-м году вышел очень удачный бокс The Complete Elvis Presley Masters на 30 CD, здесь произведен качественный ремастеринг звука, так что даже самые невинные песенки фильмов звучат на удивление басово. В рамках проекта попытались собрать все профессиональные записи Элвиса, все песни фильмов тоже представлены, преимущественно без альтернативных версий, как-то в проекте Double Features. В результате саундтреки и звучат мощно, но и не задвигают на задний план остальное наследие Элвиса.
Помимо всего вышеперечисленного, можно упоминуть еще один немаловажный факт. В 60-х классический рок-н-ролл вырождается и постепенно уступает место гитарному брит-попу. В данных условиях существовать в том же формате, что и в 50-х означало только одно - стать старомодным певцом из категории ретро. Музыка сильно изменилась и с этим надо было что-то делать.
Возможно, что это - одна из причин, побудившая Элвиса уйти на время с рок-н-ролльной сцены и погрузиться с головой в кино, а также попутно там же начать новые музыкальные эксперименты со стилями (латинская, гавайская, поп-музыка в таких фильмах как Blue Hawaii, Paradise Hawaiian Style, Fun in Acapulco, Girls Girls Girls) и вернуться к корням рок-н-ролла - кантри и блюзу в некоторых проектах (Stay away Joe, Franky and Johnny, Flaming Star). Ну и, конечно же, это ему также позволило слегка продлить эпоху классического рок-н-ролла 50-х, пускай его и обвиняли в старомодности по этой причине, но, тем не менее, сейчас, в наши времена, это уже не важно, а важно то, что потрясающее количество классического рок-н-ролла присутствует в этих фильмах. Может быть, если бы Элвис в этот период колесил с концертами, то ему было бы значительно труднее оставаться "на плаву" в условиях агрессии брит-попа, либо же пришлось бы самому чаще играть в том же стиле.
Вполне вероятно, в конечном итоге, возможно, именно эти эксперименты стали новой отправной точкой для прорыва конца 60-х в рок-н-рольной карьере певца, когда английская волна уже начала постепенно "выдыхаться" и народ слегка присытился этой музыкой. Вот тут-то самое время было выйти из "подполья" и начать играть новый рок-н-ролл - не старомодный по тем временам классический рок-н-ролл 50-х, но и не английский брит-поп, а некий новый рок, замешанный не только на ритм&блюзе и кантри&вестерне, но и на других стилях - поп, испанских мотивах, гавайских, госпеле (в этом направлении Элвис также прилично поэкспериментировал, выпустив 3 альбома), наконец, более полно использовав первоистоки рок-н-ролла - кантри и блюза и, конечно же, чего-то подчерпнув и в английской волне, в первую очередь - более мощную инструментальную партию. Я думаю, что уход в кино был неким революционно-экспериментаторским решением со стороны Элвиса, чтобы не деградировать в качестве музыканта, поставляющего слушателю однообразный продукт на протяжении многих лет. И, пускай этот эксперимент был не полностью удачен на 100 %, но именно он дал новый толчок для возврата на рок-н-ролльный олимп в конечном итоге (полагаю, одно это является весомой причиной для прослушивания дисков саундтреков 60-х). Иначе, вполне вероятно, его бы ждала судьба тех же Битлз или Роллинг-стоунз. Первые в конечном итоге распались, вторые просто "сдали". Хоть и говорят, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды, но Элвис был единственным в рок-н-ролльной истории человеком, кому музыкальный олимп покорился дважды! Полагаю, что его музыкальные эксперименты в саундтреках 60-х сыграли в этом далеко не последнюю роль.
Спустя много лет после написания этой статьи я бы отметил еще один момент. Полагаю, что представление о том, что саундтреки 60-х плохо звучат возникают вовсе не потому, что четыре саундтрека 50-х были чем-то сильно лучше. Если вы вспомните фильм "Люби меня нежно", то песни в нем не сильно более рок-н-ролльные, чем у какой-нибудь "Пылающей звезды", просто пришли другие времена и запросы. В 50-е была эпоха, когда Элвис качественно выделялся тем, что делал отличную музыку, в первую очередь рок-н-ролл, но и слащавые баллады, не всегда с сильными гитарными партиями в песнях вроде "Steadfast, Loyal And True". Потому, что это было частью старой эпохи, еще не все вокруг звучало роково, где-то это было больше пение, чем драйв гитар. В начале 60-х, где-то до года 1963-го эта же тенденция в некоторой степени прослеживается в киношных песнях и именно это - главный повод для критики, так как эпоха пришла уже именно такая, что рок заполонил собой все, а Элвис ориентировался на 50-е, когда иногда можно было просто петь под рояль или хор бэк-вокалистов. Это родило представление в будущем, что Элвис ушел из рока, в действительности же он просто делал ту же музыку, что и в 50-е, но на фоне новых рок-групп, "рубящих железо" - это казалось уже несколько старомодно. Он оставался еще немного в старой эпохе. Где-то начиная с конца 63-го года заметно, что саундтреки становятся сильнее с позиции присутствия электрогитар и прочих инструментов, а с 67-го вообще звучит почти все очень сильно в этом плане. Таким образом, я бы резюмировал, что в целом никакого ухода Элвиса из рок-н-ролла и не было в 60-е в связи с его киношной работой, просто он несколько затянул с внедрением новых тенденций в музыке, звучащей в кино. Продолжал петь баллады без мощного гитарного сопровождения иногда, но "Love Me Tender", спетая под акустическую гитару, уже никого не цепляла. Если уж баллада, то звучать она должна была в эту эпоху не менее электрогитарно, чем "Edge Of Reality" или еще лучше "It Hurts Me", но такое звучание тех же баллад пришло у него только во второй половине 60-х. В первую же хиты вроде "Can't Help Falling In Love" (особенно версия, звучащая в фильме) отдавали 50-ми, и это было их слабой стороной, несмотря на всю симпатию к 50-м. Как бы имидж старомодного звучания не дал набрать очков уже
по-современному сделанным тем же балладам. Вне всякого сомнения звучание саундтреков во вторую половину стало мощнее, но всем на это было плевать почему-то. Какой-нибудь саундтрек "Перемени обличье" или "Трассы" не уступали тем же мемфисским записям, но прошли незамеченными. Скорее всего это из-за того, что пресса создала уже некоторые штампы про Элвиса в кино, что его фильмы - "лошадиные оперы", видимо, ориентируясь на как раз старомодные тенденции начала 60-х с привкусом гавайщины, испанщины и т.п. И сложно обвинить Элвиса в том, что все получилось именно так, ведь именно эти саундтреки и баллады били рекорды продаж. Изменения пошли только после того, как эти старые "фишки" перестали "прокатывать" и продажи пошли вниз, но имиджевые потери отложили возврат на рок-н-ролльный олимп до времени выхода альбомов мемфисских записей, когда громогласно было заявлено, что отныне с кино дело покончено. Возможно, именно этот ход вновь привлек публику к его музыке. Как бы на кино 60-х "повесили всех собак" и избавились от него, нечто подобное очистило "ауру" музыканта в глазах меломанов, но это был вопрос скорее восприятия исходя из современности эпохе, чем качества этой музыки, особенно поздних фильмов. Подозреваю, что "Тюремный рок" запросто мог бы провалиться, если бы он вышел не в 50-е. Но тогда это был мегахит, а ничем не уступающий "Виват, Лас-Вегас" в 60-е не мог преуспеть хоть как-то аналогично, а если бы он тоже вышел в 50-е, то, естественно, это был бы очень крутой культовый фильм.
То есть, не столько виноваты эти самые саундтреки 60-х, что мол они так плохи дескать, сколько то, что Элвис не мгновенно менял свою музыку, ориентируясь на современные тенденции, ему нужно было время, чтобы понять, что что-то надо улучшать в сравнении со звучанием песен более раннего периода. Он эволюционировал, но критики хотели, чтобы это было быстрее, чем могло происходить реально. Синатра не мог запеть рок-н-ролл в 50-е, уж так он был воспитан, но Элвиса все привыкли видеть в топах и он уже не мог просто петь так же, как в 50-е, он просто обязан был соревноваться с группами 60-х по современным канонам типа мощности гитарной партии. Как только он несколько отставал в чем-то, так критика начинала клеить ему тут же обидные ярлыки и обрекала на забвение. Соответственно, чтобы дальше привлекать публику - приходилось делать подобные "ходы", отсекающие возврат к "прежнему Элвису". Скажем, в конце 70-х саундтреки были уже не причем, но Элвис все равно с подачи прессы стал "обрюзгшим динозавром из Вегаса". Пришли новые тенденции, которые требовали нового жертвоприношения, но на сей раз гитарные партии были не виноваты, а просто звучание рока должно было стать "кислотным". На сей раз, видимо, в виду слабого здоровья, Элвису было сложновато развиваться куда-то в этом направлении и потому эти поздние песни также считаются более слабыми. Но в действительности они также ничем не уступают, например, мемфисским записям. Просто к концу 70-х даже они могли восприниматься несколько отсталыми от новых закидонов рока. Нет никого ухудшения качества песен в саундтреках 60-х или студийных треках конца 70-х, есть просто недооценка их качества из-за выпадания из современности звучания согласно тенденциям именно того периода в роке. Он слишком быстро менялся.
Статью написал Дмитрий(admin).
|